Люди и существа! Кто-нибудь, объясните мне прелесть современной японской литературы. Ну, хотя бы более-менее современной поясните, то есть двадцативечной. С кем я знакома из авторов, кого помню навскидку: Кобо Абэ, Харуки Мураками, Банана Ёсимото, Кодзи Судзуки, теперь вот ещё тот Мураками, который Рю, и некоторое количество других авторов (рассказов в основном), которых я не вспомню ни за что на свете. Итак, среднее арифметическое, выжатое мною из произведений вышеупомянутых писателей (плюс несколько безымянных с рассказами) таково:
- атмосфера тлена и упадка сохраняется даже при описании прекрасной природы (не говоря уже о творениях человеческих рук);
- диалоги чаще всего бессмысленны;
- язык и стиль речи ВСЕХ персонажей очень похож. Неважно, кто говорит - студент, ребёнок, директор фирмы или безумная пророчица, никаких принципиальных отличий читатель не увидит;
- философские пассажи будут длинны и невыносимы. Хуже только истории из жизни персонажей, которыми они, персонажи, будут разражаться внезапно для читателя и совершенно не в тему;
- но при этом вы будете всё равно ждать интересного и не бросите, пока не дочитаете и не разочаруетесь.
Короче, современная японская литература, с которой я знакома, мне не нравится (мангу я не считаю - там же картинки!)). Из списка выше приятней всего был Кодзи Судзуки (с тетралогией "Звонков", да и то последние две всё-таки гонево), а хуже - бесспорно, последнее приобретение.
Далее много яду по поводу Мураками Рю Мураками Рю! "Мисо-суп". Был выдан мне как любителю историй про серийных убийц, сегодня дочитан. Бывают, знаете, авторы, которые пишут плохо и про мерзости. Их и упоминать не стоит. Есть такие, что пишут про мерзости хорошо (Дяченко, к примеру - пишут отлично, но после прочтения полное впечатление, что чем-то отравился). Есть такие, что пишут о мерзком спокойно (Мьевилль), со вкусом (Кинг) и в панике (Лавкрафт), а есть такие, которые первым делом стараются чем- то мерзким напугать и впечатлить (кинорежиссёры тоже этим грешат, особенно когда соображают, что сценарий скверный и другим зрителя не проймёшь). Вот тут как раз такой прискорбный случай. Если те же Дяченки меланхолично, со знанием дела выливают на читателя по тазику дряни на каждой странице, так что под финал он пропитывается этой атмосферой и сам себе противен, то тут словно хотел автор, скажем, наблевать у вас в кабинете, прибежал, секунд десять пытался вызвать спазмы, не сумел, психанул и убежал. Вроде книжка в твёрдой обложке, издана-то хорошо, даже опечаток не встретилось, но полное впечатление, что читала третьесортный фанфик. Почему именно фанфик? - потому что в фанфиках авторам нет особой нужды прописывать персонажей как следует, их и так по умолчанию все знают. И тут так же; а поскольку манера речи любого из них соответствует описанию выше, зацепки насчет манеры действия и описание внешности имеются только для собсно главзлодея... имеем набор нераскрашенных картонных фигурок с именами героев на них. Ну ладно, ни один персонаж не похож на человека. Ладно, разговоры ни о чём. Ладно, сюжет убогий, с кем не бывает. Ладно, логика в поступках отсутствует как данность, её тут и не ждали. Но единственное, что стоит внимания в этой, извините, книге - это те два предложения, где упоминается "Красный дракон" Харриса, да и то только в качестве кратенького описания. Ну ё-моё! Если уж великий, признанный, титулованный и суперпопулярный автор знаком хоть чуточку с книгами (или хотя бы фильмами по ним!) Томаса Харриса - того, что создал образ Ганнибала Лектера - что мешало ему взять пример со специалиста по маньякам и хоть немного подготовиться к описанию того, что он видел, похоже, только в фантазиях? Харрис прорабатывал каждую деталь, изучал биографии серийных убийц, судебные материалы, всё, до чего смог добраться. Мураками, полагаю, изначально не шедевр создавал, но почитать анатомический атлас-то никто не запрещает. Хотя это всё вопросы о логике, а логики, как уже было отмечено, тут и близко не было. В некотором роде это даже восхищает: такую невероятную ахинею сотворить тоже может не всякий. Вывод: я не верю, что культурная родина Сэй-сёнагон, Мурасаки Сикибу, Нидзё, "Собрания мириад листьев", необычного и точнейшего понимания и выражения красоты мира в нескольких строках, непревзойдённого вкуса и неповторимого стиля породила такое... ээ...
такое. Мне всё понятно: видимо, я не то читаю. Иностранцу бы дать для ознакомления с современной русской популярной прозой, скажем, Пелевина, Сорокина, Довлатова, Масодова и Ксюшу Собчак - что он подумает? Может, кто-нибудь мне подскажет хорошего японского автора, желательно из тех, кто ещё не помер? Не обязательно про цветочки и золотых рыбок, но чтоб хоть не все разложились-то в конце!